Кааба

Кааба, главная святыня ислама, сердце Заповедной Мекки, как архитектурное сооружение являет собой необычайно выразительную, хотя и чрезвычайно простую по форме и конструкции постройку. По-арабски, слово «кааба» означает «куб». Здание, в направлении которого молятся все мусульмане мира, внешне, действительно, подобно элементарной геометрической фигуре, но по силе психологического и эстетического воздействия мекканская Кааба не уступает самым сложным и пышным памятникам строительного искусства. Четкий, ясный, лаконичный объем высотой 15 м и площадью 10 на 12 м, задрапированный тканью глубокого черного цвета, поглощающего солнечные лучи и оттеняющего сияние вышитых золотом и серебром надписей, производит грандиозное впечатление. Паломники при виде Каабы не могут сдержать слез.

История земной Каабы, которая является копией Каабы небесной, восходит к глубокой древности. Происхождение Каабы связано с первым человеком и первым пророком Адамом, которого Господь назначил своим наместником на земле (см. Коран, 2:30).

Согласно мусульманской традиции место расположения Мекки стало священным прежде, чем было заселено. Именно в окрестностях Мекки пророк Ибрахим хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила. Между мекканскими холмами ас-Сафа и аль-Марва металась в поисках воды для маленького Исмаила жена Ибрахима Хаджар (библейская Агарь), уведенная им в пустыню по велению Всевышнего. Во спасение Исмаила там, где он топнул ножкой, ангел Джабраил (Гавриил) иссек из-под земли воду источника Зам-зам. Близ Мекки в «пещере сокровищ», была устроена первая могила Адама и его супруги Хавы, перенесенная после потопа в Иерусалим; мекканская могила праотца людей отмечала центр мира.

Восстановление Каабы

Из Корана мы узнаем, что, исполняя волю Аллаха, пророк Ибрахим вместе со своим сыном Исмаилом восстановил Священный Дом и поселил вокруг него «в долине, не имеющей злаков» народ своего племени (см. Коран, 14:37), тем самым, положив начало Заповедному городу Мекке. Господь сделал этот Дом «пристанищем для людей и надежным местом», где любой мог чувствовать себя в безопасности, и заповедал Ибрахиму вместе с Исмаилом очистить святилище и создать возможность кругового обхода для верующих — «пребывающих, и кланяющихся, и падающих ниц» (Коран, 2:125).

Заповедный город вырос в мало пригодной для жилья, окруженной вздыбленными голыми холмами котловине, мгновенно затопляемой грязевыми потоками во время выпадающих в горах ливней. По словам автора знаменитой «Книги путешествия» (Сафар-наме) персидского поэта и философа XI в. Насир-и Хусрау, «город Мекка лежит среди высоких гор, и с какой бы стороны ты ни подошел, самого города не видно; /он/ выстроен на ровном пространстве между гор, и площадь его не больше двойного полета стрелы в квадрате» (перевод Е. Э. Бертельса). Путешественник подчеркивал, что «климат в Мекке чрезвычайно жаркий», а вода в колодцах «соленая и горькая, так что пить ее невозможно, но там выстроено много больших водоемов... /которые некогда/ наполняли дождевой водой, стекавшей по горным лощинам».

Историки считают, что поначалу Мекка была стоянкой караванов на древней торговой «дороге ладана», по которой перевозили доставленные на кораблях из Индии и Китая к южному побережью Аравии благовония, специи, китайский шелк, драгоценные камни, золото. Одной из причин остановки караванов в бесприютной долине Мекки был источник Зам-зам, который издревле считался священным. Его горьковатая на вкус вода обладала целебными свойствами, и осевшие здесь в первые века н. э. арабские племена устроили близ колодца языческое святилище. Однако не менее важной причиной этого могли быть осколки Черного камня, или, как считают ученые, метеорита — объекты поклонения многих западно-аравийских племен.

Аравитяне с древнейших времен поклонялись камням, и особенно тем, которые упали с неба. Они видели в них одновременно и место обитания, и воплощение божества — бетэль (у древних семитов — дом божества). В древности небольшие бетэли — идолы племенных божеств нередко помещали в особую палатку и заботливо переносили от одного кочевья к другому. Позднее аравитяне стали возводить для своих святынь бесхитростные прямоугольные каменные постройки, похожие на каабу, и совершать к ним паломничества в установленные ритуалом священные месяцы. Территория вокруг этих святилищ, возводимых обычно близ не пересыхающего ручья или колодца, объявлялась заповедной, запретной (харам). На ней нельзя было проливать кровь и, следовательно, ничто здесь не угрожало торговым ярмаркам, паломникам и караванам.

Заповедная территория, центром которой была мекканская Кааба, простиралась с запада на восток примерно на 18 км, а с севера на юг насчитывала 8—10 км. В конце IV —середине V вв., когда в Мекке уже поселилось племя Курайш, к которому принадлежал и Пророк Мухаммад, Кааба имела вид высокой, сомкнутой в прямых углах каменной ограды без крыши. Два священных камня, вмурованных в кладку стен, служили объектами культа, как и само святилище.

Кааба в арабском мире

Согласно арабскому преданию основателем Мекки был древний вождь курайшитов Кусай ибн Килаба. Каждому роду он выделил участок территории вокруг Каабы. Свое жилище, построенное примерно в ста метрах от святилища и обращенное дверью в его сторону, Кусай превратил в «Дом собраний» (Дарун Надва); это было место решения всех основных вопросов жизни мекканской общины. В эпоху Халифата Дарун Надва служил резиденцией халифов, когда они посещали Мекку; в конце XI в. дом был разрушен, но затем восстановлен в качестве пристройки к Заповедной Мечети.

Информация, по крупицам собранная из сообщений средневековых авторов, позволила установить, что жилые постройки ранней Мекки представляли собой характерные для примитивных поселений простые круглые хижины, сложенные из камня и глины. Во второй половине VI в. их вытеснили квадратные в плане дома. К началу VII в. Мекка была довольно большим, по аравийским масштабам, поселением. Ее территория простиралась от отмеченного Каабой центра по вади вверх почти на километр и вниз приблизительно на 600 м. Торговая дорога, проходившая через долину в меридиональном направлении вдоль основного русла вади, со временем стала главной городской улицей и местом базара, который сложился южнее Каабы.

От андалусского путешественника конца XII в. Ибн Джубайра мы узнаем, что средневековая Мекка имела трое ворот. От верхних, северо-восточных ворот — Бабуль Маа-ла отправлялись к горе Арафат и в Ирак, нижние, южные, Бабуль Ма-сфаль стояли на пути в Йемен, а через западные ворота аз-Захир, или аль-Умра, уходили в направлении города Пророка — Медины.

Кааба и пророк Мухаммад

В молодые годы Пророка Мухаммада, мир ему, Кааба все еще была простой четырехугольной постройкой без крыши. Высота ее стен, возведенных из грубых камней кладкой насухо, по сообщению одних авторов, едва превышала рост человека, по уверению других, достигала примерно девяти локтей (около 4 — 4,5 м). Историк Мекки аль-Азраки, живший в первой половине XI в., утверждал, что северо-восточная сторона древней Каабы была вытянута на 32 локтя, противоположная юго-западная — на 31 локоть, а северо-западная и юго-восточная стороны соответственно имели в длину 22 и 20 локтей. Углы святилища были ориентированы по сторонам света. Два священных камня (в восточном и южном углу) воплощали астральных божеств и божеств-покровителей. Южный камень считался наиболее почитаемым. Вход внутрь находился в северо-восточной стене. В отличие от храма, где происходят богослужения и приносятся жертвы богам, Кааба периода джахилии (предшествующее приходу ислама время «невежества») была хранительницей священных предметов, и сама оставалась святыней, которой поклоняются.

Арабский историк Ибн аль-Кальби (ум. около 820 г.) в «Книге об идолах», посвященной борьбе первых мусульман с язычеством, рассказывает, что до ислама в Мекке «идолы были внутри Каабы и вокруг нее. Величайшим из них был Хубал». Это была скульптура «из красного сердолика в виде человека, с отломанной правой рукой. Таким он попал к курайшитам, и они сделали ему руку из золота» (перевод В. В. Полосина). Всего вокруг Каабы насчитывалось 360 идолов-божеств различных аравийских племен, но мы не знаем точно, как они выглядели. Скорее всего, это были идолы в виде каменных столбов, вроде тех, которых побивают камнями, совершая обряд хаджа, паломники в долине Мина близ Мекки. Для мусульман эти столбы стали олицетворением дьявольского искушения, сбивающего людей с пути истинной веры.

В начале VII в. Кааба сильно пострадала от пожара и селя. Старое здание было разобрано, а на его месте возведена постройка почти кубической формы, перекрытая плоской крышей на шести столбах, поставленных в два ряда. Стены новой Каабы высотой в 18 локтей (около 9 м) были сложены из 16 рядов камня и 15 рядов дерева попеременно, начинаясь и завершаясь каменной кладкой, и оштукатурены. Дверь в помещение Каабы была поднята на высоту более 2 м с тем, чтобы защитить святилище от проникновения селевых потоков и от грабителей. Стены, столбы и потолок внутри покрыли поверх штукатурки росписями с изображениями пророков, ангелов, деревьев. В 630 г., когда отряды мусульман заняли Мекку и окончательно обратили Каабу в святыню ислама, все идолы вокруг и внутри Каабы были уничтожены, а росписи стерты.

Кааба после пророка

В 30-х годах VII в., когда правил второй Праведный Халиф 'Умар (634-644гг.), пространство вокруг святыни было очищено от жилых домов, и на их месте построена Заповедная Мечеть — Масджидуль Харам. Здание Каабы, стоящее в центре мечети, оставалось нетронутым, пока вновь не пострадало от пожара в период воины между халифами династии Омейядов (661-750гг.) и войском Абдуллы ибн аз-Зубайра, который решил перестроить Каабу в том виде, какой она, имела во времена пророка Ибрахима. Дом вновь стал полностью каменным. Массивные стены толщиной в 2 локтя украсились мозаикой из стеклянных кубиков-смальт. После того, как Омейяды подчинили себе Мекку, Кааба была отстроена заново, и с тех пор дожила до наших дней без существенных изменений конструкции.

Здание Каабы сложено из тесаного камня на гипсовом растворе. Толщина ее стен, по словам Насир-и Хусрау, который в середине XI в. четыре раза посещал Мекку и жил там некоторое время, равна шести ладоням. Углы здания ориентированы по странам, и каждый имеет свое название в соответствие с географическим направлением: северный — «иракский», западный — «сирийский», южный — «йеменский», и только главный, восточный, называется рукналь ас-вад — «черный угол». На высоте около полутора метров в него вставлен Черный камень (аль-хаджар аль-асвад). Историки свидетельствуют, что в 930 г. караматы (шиитские сектанты) Бахрейна выломали священный камень из стены Каабы и, разбив на куски, увезли в свою столицу; но спустя 20 лет камень вернули на место.

Черный камень Каабы

По описанию Насир-и Хусрау, «Черный камень вделан в большой камень и расположен на углу стены на такой высоте, что если рослый человек станет возле него, он придется прямо против его груди. Длина Черного камня — одна ладонь и четыре пальца, ширина — восемь пальцев, форму он имеет округлую». Ибн Джубайр уточнил, что «в нем четыре соединенных куска. <...> Края камня вставлены в серебряную пластинку, сверкающая белизна которой оттеняется черным блеском камня и сверканием его полированной поверхности. Он являет собой удивительное зрелище, приковывающее взоры. Камень, когда его целуют, так приятен устам нежностью и свежестью, что тот, который целует, не желает их отрывать от него. <...> В целой части камня, справа, <...> видна белая маленькая блестящая точка, сверкающая, как мечта <...>есть предание, будто рассматривание ее обостряет зрение» (перевод Л. А. Семеновой). Современные справочники описывают Черный камень как три черновато-красных фрагмента, стянутых в единое целое серебряной оправой.